Архивный материал “Сквота на Олеговской” (Киев) о выставке-акции 1994 года. Ниже приведено описание художника Игоря Коновалова (Новый Буг—Киев).
После выставки «Декабрь» наша Днепропетровская группа разделилась на две. Я стал работать в тандеме с А. Варваровым, а В. Падун, Э. Потапенков и Л. Раздобудько-Падун образовали группу «Холодный ВЭЛ». Этот факт стимулировал возгонку творческой деятельности. Наши мастерские находились через забор (ул. Олеговская между 37 и 39 домом), и мы пытались доказать друг другу, кто круче.
Первая наша выставка с Анатолием началась с кухонного разговора Наташи Варваровой с подругой. Как-то они смотрели книгу «Пушкинский музей» и случайно перевернули иллюстрацию голландского натюрморта верх ногами. А поскольку они были танцовщицами, то увидели на репродукции танцующую птицу, зайца и еще что-то. Наташа рассказала это Толику, а он — мне.
Тогда мы слушали фольклорную группу Dead Can Dance («Мёртвые могут танцевать»), а в то время из-за нехватки визуальной информации музыка выступала своеобразным источником вдохновения. Так возникла идея переворота жанра — из натюрморта (мертвая натура) в натурдэнс (танцующая натура).
Мы перевернули натюрморт с ног на голову и обратили его в негативный цвет, как бы выявляя обратную сторону мертвой натуры. Метафизическое пространство перевернутых картин должно было слиться с реальным пространством, где репетировала балерина (Наташа Варварова).
Мы тогда экспериментировали и придумывали всё до мелочей. Например, чтоб избежать авторского мазка, был изобретен специальный тампон (ленточка грубой материи с бахромой, скрученная в рулончик), который при нанесении красочного слоя оставлял множество точек.
Хотелось добиться эффекта живописного манускрипта коллективной работы. Цветового решения добивались следующим образом: переводили при печати позитивную фотопленку в негативную фотокарточку и использовали ее как эскиз к работе.
Состояние социума в 1994 году напоминало нам мертвый мир: пустые прилавки, отсутствие заработка и неведомость будущего. Нам, молодым, хотелось оживления хотя бы вокруг себя — и мы действовали. Проект «Репетиция» был экспериментально-пробным по встраиванию в инородную производственную локацию. Для экспозиции мы выбрали репетиционный зал Театрального института им. Карпенко-Карого. Был второй вариант названия акции — «культурные помехи», как бы сейчас сказали — «культурная интервенция».
Помню реакцию зрителей: все были в некотором шоке от происходящего, так как никто не мог точно сказать, это была репетиция или выставка-акция. Проект просуществовал всего несколько часов. Поскольку посетители начали прямо в зале курить и употреблять алкоголь, нас попросили покинуть помещение.
Занавес.
Игорь Коновалов