EN

КОГДА НЕ МОЖЕШЬ ПРОЙТИ МИМО

КОГДА НЕ МОЖЕШЬ ПРОЙТИ МИМО

МіТЄЦ встретился с Алексеем Сайем (Киев) – одним из активистов реорганизации минкульта Украины, чтобы узнать, какие вопросы решает художник в стенах этой структуры.

 

М. Перестройка Минкульта началась в тот момент, когда в стране был траур по погибшим. К чему такая спешка?

С. Я пришел туда, когда Минкульт уже был открыт, когда туда зашли люди и принялись  решать, что они хотят от этой структуры. В этот же день решались и проблемы с Минобразованием. Если проблемы возникают, их надо решать сразу.

М. Кто инициировал эти действия?

С. Я не буду отвечать на этот вопрос. Люди пришли и стали работать. Буквально на второй день непрерывного заседания родилась идея Ассамблеи, правила которой устанавливаются сообществом деятелей культуры. Мы анализируем, что Министерство делало и что может, как его деятельность обратить на пользу сообществам и культуре.  Нужно построить структуру под себя так, чтобы она защищала художника, как такового и занималась его имиджем в социуме. Доверять  судьбу украинской культуры чиновникам из Минкульта нельзя, так как у них иная – бюрократическая система координат.

М. В чем суть новой структуры?

С. Сейчас Ассамблея построена по цехам, так как специфика и проблемы у всех разные. На общее обсуждение выносится уже выработанные группами вещи. Мы обсуждаем как проблемы, которые есть у всех, так и общую структуру Ассамблеи. В конце концов, это выльется в гигантское количество проектов, и тогда компетентные люди скажут, как лучше поступить, чтобы реализовать предложения, исходя из наших проблем. Это будет полезно и государству.

М. Как ты относишься к инициативе упразднить пост министра культуры?

С. Это законодательные функции, которые меня мало интересуют. Мне важно, чтобы государство помогало, а не мешало, а будет министр или другая структура – не важно. Я практик. Сам удивляюсь, что там сижу. Это ситуация, когда не можешь пройти мимо и понимаешь, что этим надо заняться.

М. Я тоже удивляюсь, что там сидят художники.

С. Художники там сидят, и еще какие-то люди вместе с ними пытаются решить вопросы культуры в стране. Есть те, кто говорит, что  у нас ничего не получится, а мы сочиняем текст на четыре абзаца, министр подписывает его, как свое обязательство. Вот и все,  и «до побачення», бюрократы! Мы делаем это так, как понимаем. Не думаю, что мы глупее госслужащих. Никому не хочется этим заниматься, у всех есть дела в мастерских, никто не получит выгоды, но тем не менее это надо делать.

М. Минкульт, как орган, возник в Советском Союзе после смерти Сталина. До этого был Комитет по делам искусств при СНК СССР (Совет народных комиссаров), обе госструктуры были идеологически направленными и осуществляли контроль за деятельностью работников культуры. На Майдан люди вышли не для того, чтобы переформатировать старое, а с целью освободиться от него. Есть некоторый абсурд в том, что по всей стране люди радикально подходят к вопросу – «валят» памятники Ленину, как символ совковой идеологии, а деятели культуры, наоборот, пытаются преобразовать детище, порожденной им системы.     

С. Украине нужны агентства, которые будут курировать разные направления культуры. Я не чиновник, не вижу проблемы целиком. Собралось много людей, и все пытаются думать на эту тему.

М.  Чем, Алексей, тебе лично мешало государство?

С. Ничем, и я ничего от него не жду, но вижу, что оно мешает другим людям. Я научился справляться с тем, что государство не помогает и не мешает. У меня все хорошо, я участвую в процессе реорганизации не для того, чтобы мне стало лучше, а чтобы улучшился общий фон. Я думаю о работах в мастерской, а этой деятельностью занялся на временной основе, потому что вижу, что могу принести пользу. Как только пойму, что все стало на свои места, с удовольствием покину эту деятельность и буду продолжать клепать жестянки в мастерской. Это то, что  мне дается легче.

М. Что тебя не устраивает в общем фоне?

С. Отсутствие какого-либо внимания к современным практикам в культуре. Оно игнорирует нас, занимаясь только концертами, эстрадой, фестивалями, и это однобоко. В новую структуру должны прийти люди, которые думают о проблемах всех направлений культуры.

М. Предыдущий министр культуры Михаил Кулиняк во время «оранжевой революции» был конферансье «бело-голубого» Майдана, и вот сегодня на эту  должность назначается человек, который является ведущим другого майдана. Нет ощущения дежавю?

С.  Посмотрим. Мы вырабатываем предложения, министр их принимает. Он подписал меморандум о том, что ассамблея существует, и согласился с реорганизацией Минкульта.

М. Сейчас стране угрожает война. Как откликнутся на этот факт деятели культуры, заседающие в Минкульте?  

С. У нас каждый решает за себя. Кто имеет желание приходить и помогать менять ситуацию культуры в стране, тот будет продолжать это делать.  Культура – это важно. Но я воевать не умею и не буду.

 

(записано в марте 2014 г. в Киеве)

 

 

 

 

 

МІТЄЦ надає майданчик для вільного висловлювання, але залишає за собою право не поділяти погляди героїв порталу.